Фрагмент для ознакомления
2
1. Торговые дома – понятие, характеристика, отличительные особенности
В широком смысле под торговым домом понимается крупное торговое предприятие, занимающееся масштабными торговыми сделками по широкой номенклатуре товаров, использующее как собственный, так и привлеченный капитал. Часто торговые дома осуществляют наряду с торговыми и другие экономические операции, тесно взаимодействуют с производителями товаров.
Зачастую торговый дом рассматривается как тип торговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей.
Торговые дома представляют собой многофункциональные организации. Наряду с приобретением и последующей продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др.
В качестве достоинств торговых домов в научной литературе отмечается оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых исследований и рекламных мероприятий.
В российской практике торговый дом зачастую – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы промышленных холдинговых структур. В рамках холдинговых структур функции торгового дома включают реализацию продукции холдинга, закуп необходимых холдингу сырья, материалов, оборудования. В некоторых холдингах функции управляющей компании и торгового дома объединены. Это позволяет владельцам или топ-менеджерам холдинга отслеживать финансовые потоки и, соответственно, контролировать их деятельность [19].
Анализ практики формирования и функционирования торговых домов российских промышленных холдингов показывает, что создаваемые в их составе торговые дома осуществляют снабжение предприятий холдинга сырьем и материалами, а также сбыт продукции холдингов, включая вне- шнеэкономическую деятельность. Так, например, торговая компания есть в составе Evraz Group S.A.(Евраз Групп, ранее ЕвразХолдинг, LSE: EVR) – международной вертикально интегрированной металлургической и горнодобывающей компании, которая входит в число двадцати лидеров мировой сталелитейной отрасли. Основные направления деятельности группы – производство стали, добыча руды и угля. Треть сталепрокатных мощностей находится за пределами России.
Таким образом, в рассмотренных интегрированных компаниях созданные торговые дома реализуют функции снабжения предприятий холдинга сырьем и материалами, а также сбыт продукции холдингов, включая внешнеэкономическую деятельность.
Традиционно ли происходит совмещение функций сбыта и снабжения в рамках одного коммерческого подразделения, в каких случаях специализация на выполнение только функции снабжения или только сбыта? Ответ на данные вопросы возможен, в частности, в результате изучения зарубежного опыта организации и деятельности торговых домов.
Как показывает практика формирования и развития корпораций Японии и Кореи, в структуре промышленных объединений для реализации функций снабжения, сбыта, внешнеэкономической деятельности формируются специализированные посредники – универсальные торговые фирмы, торговые дома. Так, например, в японских корпорациях – сюданах (Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Daishi Kangin, Fue, Sanwa) на торговые фирмы (сого-сеся – универсальные, «всеобъемлющие» торговые фирмы, УТФ) возлагаются и снабжение, и сбыт, и внешнеэкономическая деятельность. Прямые аналоги таких фирм есть также в Южной Корее – так называемые генеральные торговые фирмы. Эти фирмы в японских сюданах выполняют функции универсального «сбытовика» и «снабженца», а также роль «департамента» внешних сношений.
При освоении новых сфер деятельности, в которых фи мы сюдана не имеют возможностей сбыта и снабжения, эти функции вначале полностью возлагаются на УТФ, которые выступают в роли переднего эшелона при проникновении на рынки новых стран, регионов и отраслей, а также в роли посредника в поиске новых партнеров между членами сюдана и внешней средой.
В литературе указывается на то, что в отношениях между промышленными компаниями – членами сюданов имеет место своеобразная форма бартера, основанная на посредничестве универсальной торговой фирмы. Помимо оптовой торговли и продвижения товаров, как в Японии, так и за ее пределами, сого-сеся занимаются разработкой продукции, как правило, совместно с производителями, и инвестициями в производство. По масштабам торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы японских сюданов относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в корпорации.
Механизм управления снабженческими торговыми домами в рамках корпоративной системы снабжения предполагает также определение показателей эффективности осуществляемой ими закупочной деятельности.
Разработана система показателей оценки эффективности закупочной деятельности торгового дома, позволяющая определять результативность выполнения закрепленных за ним функций.